Воспоминания о ВД. (Dendy, Великий Dракон)

Это четвертая статья из цикла воспоминаний о журнале Dendy (ВД, Великий Dракон).

Все мы больны.

А как приятно было бы вспоминать детский сад, первую кашу, закинутую за шиворот девочке с голубыми глазами, первую игру в доктора, особо ненавистный послеобеденный сон. Для меня сознательный возраст пришел примерно в 1993 году. Не удалось застать распад нерушимого Союза, а вот последовавшие за ним «веселые» события запомнились хорошо. Расстрел Белого Дома, война в Чечне (особенно потому, что там участвовал мой отец), дефолт. В-общем, не надо было держать ларёк, чтобы понять всю лихость тех времён.Впрочем, была и другая сторона. Многие из нас встретили ту эпоху в юном возрасте, когда все было незнакомое, когда открытия случались каждый день, все было светлое и доброе, вера в человечество еще не угасла, да и жизнь не повозила еще лицом о неструганный стол (с). Пока взрослые вкушали воздух свободы (правда, кушать от этого меньше не хотелось), мы же с радостью осваивали новые возможности, которые дарил технический прогресс: видеомагнитофоны, кассетные плейеры, первые компьютеры (286, а у кого и Спектрум), и, конечно же, приставки. Все помнят символы той эпохи — слоненок Денди, в которую «играют все», а с экрана вещает Сережа Супонев (светлая память).
Великое в малом. В моей памяти та эпоха уже покрылась мхом, так что пришло время стряхнуть с нее вековую пыль, и выложить свои воспоминания вам. Немного сумбурно получилось, но что поделать. Сразу в лоб — не помню, когда и при каких обстоятельствах купил первый номер ВД. Такое ощущение, будто он был всегда. Был, как ни печально. Жили мы тогда вшестером в 4-комнатной (но небольшой) квартире почти в центре города. Отец, несмотря на всю непохожесть наших характеров, имеет те же увлечения, что и я, потому играл не меньше меня. Началось все с…карманного китайского тетриса! Даже этот примитивный агрегат, дедушка геймбоев, в те времена казался настоящим чудом. Небольшая черно-белая игрушка прожила немало лет, и до сих пор хранится у меня под диваном (там же и ценные номера журналов)Но самое интересное началось с приобретения Dendy. Аккуратная пластмассовая коробочка со стильным дизайном радовала глаз, а её возможности поражали воображение. Два маленьких джойстика, яркая красочная картинка на экране телевизора, и, конечно же, игры. Отлично помню Double Dragon 2, Bomberman (гениальная игра) и шедевр программистской мысли — over-9000-in-1. Среди них было бессмертное творение, те самые знаменитые «танчики», по паспорту — Battle city. Многие помнят этот маленький шедевр, в который можно было рубиться до упаду, и что самое главное, вдвоем! Еще была такая классная штука, как световой пистолет. Стрельба по тарелочкам, уткам, вонючим ковбоям…
Как говорилось выше, я совсем не помню, когда он появился. Такое ощущение, будто бы был всегда. Ну, если быть точнее, появился он в то же время, что и приставки. К сожалению, юный негодник, которым я был тогда, несильно дорожил номерами — почти половина потеряли обложки, как от небрежного хранения, как и будучи зачитанными до дыр (например, 32 номер с мускулистым чуваком на обложке). Без преувеличения — пару номеров я знал наизусть. Безусловно, причиной той притягательной силы журнала был не профессионализм авторов (ясно, что журнал был, как бы сейчас выразились, фэнзином, однако, заняв свободную нишу, он завоевал огромный успех), а искренность и близость к читателю — любой мог послать секрет, письмо, заметку, прохождение; любой мог стать частью творческого коллектива, внести небольшой, но собственный вклад в любимое издание — для аудитории это много значило. Журнал развивался преимущественно на читательских идеях, многие рубрики придумали читатели, дизайн частично тоже придумали читатели. Какие-то читатели стали постоянными авторами, какие-то пропали после пары выпусков. На сегодняшний день журналистике осталось мало — лишь Валерий Корнеев с проектом «Аниме Гид» (и тут ВД был первопроходцем, начав печатать рубрику по Аниме, потомком которой и стал АГ). Tomba (Степан Чечулин) был замечен редактором диска Игромании.Сейчас могу сказать, что мои первые номера было где-то в районе 16-19. 16 (или какой-то другой) сохранился без части страниц, потому точно трудно установить принадлежность оставшихся без литературного патологоанатома. Прекрасно помню двухтомный номер, с Чудовищем на обложке одного из близнецов, а также довольно старый номер с The Lost Vikings на обложке. Примерно с 21 номера (где Донки Конг) я начал приобретать журнал регулярно. Правда, потом куда-то половина двадцатых пропала. Проблема была решена заказом у редакции по почте, но редчайший 22 номер (а он точно был у меня) исчез навсегда.
Тридцатые номера можно считать эпохой расцвета журнала — наконец-то ВД из фэнзина преобразился в профессиональное издание, впрочем, не расставшись со старой традицией активного участия читателей в формировании облика журнала. Как менялись читатели, менялся и журнал — по мере популярности приставки рос раздел по Sony Playstation (последняя быстро стала лидером рынка благодаря пиратским дискам по 50 рублей), скукожился раздел по SNES (до одного двухполосного обзора), по-прежнему был жив и здравствовал раздел по Sega MD, и неплохо себя чувствовала восьмибитная рубрика (даже в 21 веке!), не в последнюю очередь благодаря стараниям самого Великого Дракона. И, конечно же, фирменные рубрики журнала — Забор, Фонтан Фантазий, Приколы Геймеров, читы («хочешь верь — не хочешь проверь»). И запомнилась милейшая вещь — фирменные подписи авторов в виде фотографии лица на нарисованном теле (как правило, героя игры).Тогда же сформировался основной творческий костяк журнала — особой любовью читателей (кто бы спорил) пользовались Агент Купер и Лорд Ханта. Первый — за счет своей неуёмной энергии и культу Mortal Combat’а, второй — благодаря кавайности и хитрющей улыбке на фото, а также отличным обзорам японских RPG (думаю, благодаря этим обзорам жанр стал так популярен у нас). Впрочем, и другие имена с никнеймами все помнят наизусть, а часть из них можно увидеть на этой же странице слева. А уж какие чувства я испытал, когда встретился с кумирами своего детства, такими же людьми, но вызывающими священный трепет.Шли годы, у меня появилась Sega MD2 (пошел с отцом за картриджами для денди, вернулся с Сегой). В нее я играл гораздо больше, собрал огромную коллекцию картриджей, прошел множество увлекательных игр (фаворитами стали изометрические стрелялки — Desert/Jungle/Urban Strike). Наступил новый век, а мне на день рождения подарили PlayStation. Началась вторая эпоха активного задро^W геймерства. Тут я скопил еще бОльшую коллекцию дисков (благо 50 рублей было доступной ценой). Особой любовью у меня пользовались JRPG, и, особенно, продукция SquareSoft. Вот только из-за особенностей моей приставки JRPG часто намертво зависали, что вызывало кучу матов и битье головой об стенку (потому, видимо, у меня красный диплом). Приходилось ездить к другу, проходить висящие моменты, чтоб дома напороться еще на следующий. Потому большинство игр (FFVII, например) я прошел позднее, на эмуляторе.А журнал между тем продолжал нас радовать, вот только нерегулярность выхода говорила о его непростом финансовом положении. Бывало, я звонил по телефону и узнавал, когда же выйдет следующий номер… Между тем, уже сформировался рынок игрожура, пошли «крепкие середнячки» и «тех же щей…»…

Пару лет назад случайно натолкнулся в палатке на 63 номер. Тонкий, написанный практически одним человеком целиком. Как и первые номера. Я ехал домой в метро, листал его и с трудом сдерживал слёзы…