Про рейдерские захваты, которые коснулись меня лично

Сообщение про рейдерский захват школы 1332 кого-то шокировало, кого-то ввело в недоумение — кому, мол, понадобилась школа, неужели там много денег и можно поживиться? К сожалению, история с захватом власти в школьных учреждениях не единственная, и то что им дальше делать и какие заявления людям давать их личное дело, но не предать огласке я подобное не могу. Я абсолютно против такого беспредела, какую бы подоплеку он под собой не нес. Это форменное безобразие, разрушать сложившийся и идеально работающий механизм, тем более в сфере образования.Я рассматриваю эту ситуацию просто — место теплое, успешные школы, которые побеждают в олимпиадах и на конкурсах лучше финансируются, за успехи учителя награждаются премиями. Успешная школа в определенном административном округе всегда будет желанным кусочком и я не удивлюсь, если новый директор, которого поставили из министерства образования, не окажется другом какого-нибудь чиновника. К сожалению, это всё очевидно.Очень хорошо помню два рейдерских захвата, которые глубоко осели в памяти, потому что в обеих случаях я работал с этими людьми, а в одной из организаций я работал сам. Многие помнят захват «группы Мост» (управляющие телеканалом НТВ)? В компании, кстати, за много месяцев предполагали, что нечто подобное произойдет и я даже незадолго до захвата был в их здании (я к ним привел своего главного редактора и директора журнала Великий Дракон для подписания договора). Я в то время работал на Мосфильме при производстве мультфильма «Новые Бременские музыканты» и свел журнал Великий Дракон, в котором я периодически публиковался, с «группой Мост», что финансировали мультфильм, для совместного сотрудничества. Через какое-то время все узнали о «маски-шоу», это транслировали по всем телеканалам и отголосок был очень долгим.

А вот в случае с рейдерским захватом организации где я работал, это было со студией «Солнечный Дом», офис находился прямо напротив телецентра. Наша студия делала полнометражный мультфильм «Князь Владимир», делала его семь лет, а это, как вы понимаете, очень долго и многое за это время могло произойти. Так, например, деньги на первую часть производства были от совладельца компании и друга нашего художественного руководителя (и у этого друга был свой металлургический завод, а тут обычно дело чисто не бывает). Но когда производство затянулось и два друга по деньгам начали конфликтовать, финансирование прервалось. Мы начали искать новых инвесторов, чем занимался и лично я. Вместе с коллегой ездили на подобные переговоры и в один момент нами заинтересовалась одна из организаций и захотела финансировать. И всё бы хорошо, но об этом узнал прежний товарищ и решил, что так быть не должно, он ведь немало денег вложил (итоговый бюджет фильма был пять миллионов долларов) и в один прекрасный солнечный денек в студию «Солнечный Дом» пришли братки, оккупировали её (а у нас было практически пол этажа большого знания), не позволяли работать и пробовали сменить власть.. так продолжалось несколько дней, но новые инвесторы сами были из той же категории, приехали, помахали пальцами, договорились, откупились и разошлись без перестрелок. Студия продолжила свою работу и кое-как, хоть и не так как хотела и не без проблем доделала мультфильм под крышей новых бандитов инвесторов.

И что я хочу этим сказать, любой силовой захват, если это не в случае с террористами и бандитами, это всегда нарушение закона, это всегда с ярлыком «придем и отберем всё себе». И совершенно точно, что если что-то захватывается и что-то у кого-то отбирается, кому-то это очень нужно и для кого-то это очень ценно. Как правило, ценность в этом мире для таких людей представляют только деньги.Так что интерес в случае с успешной новаторской школой абсолютно такой же. Я прекрасно понимаю боящихся за эту школу родителей учеников и самих учителей, потому что подобная смена власти направлена только на опустошение, набивание собственных карманов и, как правило, постепенное обескровливание и истощение захваченной новой властью структуры. Кстати, примерно то же с нашей студией и произошло. Пусть рейдерский захват был отбит, власть попала к похожим людям. Спустя некоторое время, когда все сливки с фильма были сняты, когда после этого был сделан выгодный европейский заказ на полнометражный фильм «Ролли и Эльф: Невероятные приключения» и студии потребовались деньги на новый собственный проект (хотели снимать полнометражного Домовенка Кузю), владельцы не захотели вкладываться в новый проект с нуля (в прошлый раз они ведь доплатили за уже почти готовенькое и пришли на уже теплое место). Одна из самых перспективных качественных анимационных студий в России была закрыта, а весь творческий коллектив, который годами отлично меж собой притерся и многому в технологичном плане овладел и на многих ошибках научился — был распущен.И все это на фоне того, как еще при президенте Путине из его же уст мы слышали о поддержке и важности для наших детей и будущего поколения мультфильмов и российской анимационной индустрии. По этому поводу я даже как-то опубликовал статью в журнале «Русский предприниматель» (январь, 2003). Но жизнь показывает, что всё это слова без реакции. Своего рода такой же «рейдерский захват» — особое политическое кунг-фу в виде политических обещаний, дальнейшего обескровливающего бездействия и активных разрушающих последствий.

Резюмирую я это всё просто: о захватах и выжимании денег вы сами прекрасно знаете и понимаете в чем выгода. Обычно, главный вопрос задают только те, кто размышляет: а почему не превратить захваченное предприятие в нормальный работающий бизнес, зачем его разворовывать и уничтожать? Почему не продолжить успешную работу? Ответ здесь не очень очевиден с первого взгляда, но прост как дважды два: уничтожение предприятия спустя некоторое время захватчикам жизненно необходимо дабы замести следы своих преступлений. На нет и суда нет, как говорится. Но это происходит с компаниями изначально не приносящими супер-прибыль, потому как в таких случаях компании часто сохраняют, это выгоднее. И здесь даже примеры приводить не нужно.